В довоенные времена Беларусь имела в транспортной сфере геополитическое преимущество – два основных международных (панъевропейских) транспортных коридора под номерами 2 (запад – восток, МТК-2) и 9 (север – юг, МТК-9), которые позволяли неплохо зарабатывать на транзите, а также вывозить собственную экспортную продукцию и получать нужный импорт. Теперь все гораздо сложнее. Основной экспорт сегодня идет через российские порты по заведомо неэффективным и убыточным маршрутам (мы неоднократно освещали эти темы), внешняя торговля серьезно затруднена, что вынуждает искать новые маршруты и рынки сбыта и поставок.
Впрочем, совсем новыми их не назовешь – это давно известные проекты, многие года обсуждаемые на различных форумах и иных транспортных площадках, но до сих пор находящиеся в состоянии вялого развития. Это и из-за значительно менее привлекательных рынков «Ближнего Востока» и из-за инфраструктурных недостатков и более сложных схемах перевозок, чем традиционные маршруты.
В частности, речь о поисках «счастья» в Иране и Пакистане.
Однако эти поиски нелегитимной власти Беларуси путей в Иран и Пакистан носят весьма жалкий характер и ведутся не первый год, о чем, например, отмечается в официальном письме главы железной дороги Ирана – с 2019 года на ряд вопросов Беларусь так и не ответила.
Вместе с тем в последние два года мы наблюдаем активные поездки различных чиновников и функционеров нелегитимной власти в Иран, в том числе по вопросам развития железнодорожных перевозок. Представляемые нами документы тому подтверждение.
Письмо заместителя президента РАИ в железнодорожные администрации России, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Беларуси с приглашением на совещание в Тегеране:
Письмо посольства Ирана в Москве в министерство иностранных дел России по вопросу строительства железной дороги на участке «Решт – Астара»:
Информационные материалы к командировке в Иран представителей Белорусской железной дороги:
Планы весьма амбициозные, но в реальности весьма сомнительные. Ведь, как и отмечается в публикуемых нами документах, существуют труднопреодолимые в ближайшей перспективе барьеры, главный из которых – строительство соединяющей Азербайджан с Ираном железной дороги по маршруту Решт – Астара. Впрочем, иранская сторона явно не торопится и рассматривает перспективы перевозок в 2030-2050 годах.
Также прорабатываются и перспективы мультимодальных* перевозок с Пакистаном по маршруту Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан.
Письмо министерства транспорта Узбекистана в министерство транспорта России, с предложением обсуждения вопросов создания транспортного коридора «Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан -Пакистан»:
И, как всегда, экономика такой логистики не выдерживает критики и снова требует различных скидок и снижения тарифов на перевозки. Что никак не минует и БЖД.
Также однозначно понятно, что если бы не участие во всех этих проектах так называемого «старшего брата» – России с ее несравнимо большим экономическим потенциалом и заявляемых серьезных инвестиций в развитие соответствующих транспортных коридоров, нелегитимной беларуской власти вся эта логистика «не светит».
Вывод. С одной стороны, развитие альтернативных маршрутов перевозок – благо, потому, как говориться – «флаг в руки». С другой – вся эта деятельность больше напоминает популизм, направленный на создание видимости «непотопляемости и заботы о будущем страны». А для чиновников и функционеров весьма хорошо – заграничные командировки, пусть не в Европу, но тоже радость.
* Мультимодальная перевозка — транспортировка грузов по одному договору, но выполненная, по меньшей мере, двумя видами транспорта (например: железной дорогой, морем и/или автотранспортом)