Каждый работник БЖД знаком с ревизорами. Это отдельная и далеко не почитаемая «каста» железнодорожников со времен «советского союза». И дело даже не в том, что по результатам ревизий следуют наказания, а в самой системе проверок и последствий.
Ревизоров на БЖД великое множество. Это и вертикаль главного ревизора по безопасности движения (индекс — РБ), состоящая из ревизоров управления и отделений (УРБ), ревизоры каждой из технических и оперативных служб управления БЖД и непосредственно специальной контрольно-ревизионной службы (НКР). А еще масса ревизоров в отделениях БЖД.
Безусловно, вопросы производственной, технологической, финансовой и пр. дисциплин — важнейшая составляющая такого сложного и ответственного предприятия, как железнодорожный транспорт. Для любой организации вопросы дисциплины — элемент выживаемости и конкурентоспособности. А для железной дороги как сферы повышенной опасности — тем более.
Однако в этом БЖД — «чемпион показушности».
Формально и коротко: задача ревизора — это проверка выполнения требований нормативных документов. И идеальной работу организации можно считать, если нарушений нет. В то же время руководители, инициирующие проверки, осведомлены в недостатках и нормативных документов, и организации деятельности в целом, а также неизбежном «человеческом факторе» и возможном злоупотреблении должностными обязанностями. Потому требуют от ревизоров выявления этих потенциальных недостатков. Это приемлемо.
Однако на практике существующая система сводит эффективность работы ревизора к формализму, оцениваемому исключительно по количеству выявленных недостатков или нарушений, а в случаях с финансовыми проверками — по начисленным суммам недоборов или не взысканных средств. И если таковых не выявлено, то нужно что-то придумать, иначе ревизор не оправдал доверия. Вот он и вынужден изгаляться над проверяемыми, как умеет. И тут уже не до объективности.
В ходе проверки ревизор также дает и рекомендации, а по факту предъявляет требования. Работник организации стремится их исполнять и может оказаться в очень неудобной ситуации, когда ревизор в целях выслужиться и оправдать свою значимость руководствуется не нормативными документами, а своими соображениями и представлениями, зачастую не имеющими ничего общего с правилами или положениями соответствующих документов. Добавив к этому несовершенство действующих документов, их неконкретность и различное толкование, проверяемый заведомо находиться в ситуации, когда он виноват, «как ни крути». И ревизоры это знают и понимают. И пользуются с важным видом и чувством превосходства. В то же время ревизор службы не может написать в свою справку, что документ его же службы не отвечает реалиям. Начальник службы быстро избавится от такого ревизора.
Зато ревизор «всегда прав» без всякой ответственности. И ему не нужно особо напрягаться для выявления реальных и требующих внимания недостатков. Особо сообразительные на этом и «паразитируют». Каждый работник БЖД знаком с фразой «пишите недостатки сами, а то, если проверю, будет хуже». И специалисты собирают «винегрет» всевозможных недочетов в объем текста, необходимого для справки. А еще проверяемые оказываются перед дилеммой — как написать так, чтоб не было «больно» в итоге. В компромиссе может помочь и ревизор, если удалось достичь его «благосклонности».
С другой стороны, ревизор зачастую также поставлен в узкие временные рамки и, даже будучи квалифицированным, не имеет возможности на качественную проверку. Взять, например, так называемые «Дни безопасности» или «Дни охраны труда». Это не назвать иным словом, как «цирк». Проверяющие вынуждены за несколько часов осуществить проверку объекта, написать справку, а во второй половине дня, если не раньше, — итоговое совещание во главе с высоким «генералом» где проверяемый уже должен дать все ответы на замечания ревизоров и предложить меры по устранению недостатков. Иначе «гнев высокого руководителя» лишит руководителя подразделения проверяемой организации и/или весь коллектив премии или наложит дисциплинарное взыскание.
Непосредственно руководитель организации едва ли пострадает. Почему? Отдельная тема, но крайне редко начальник отделения БЖД привлекается хоть к какой-либо ответственности. Почти исключительно страдают те, у кого должности поменьше.
Но сегодня посмотрим на примере контрольно-аналитических мероприятий, проводимых НКР. Регулируются такие проверки приказом начальника БЖД от 29 ноября 2022 г. №259Н, которым утверждено «Положение о порядке организации и проведения контрольно-аналитических мероприятий» (далее — приказ №259Н). Согласно этому положению, такие мероприятия проводятся для изучения одной или нескольких сторон хозяйственной деятельности организации БЖД и включают в себя анализ, наблюдение и оценку эффективности системы внутреннего контроля, достоверности информации, результативности, экономичности и эффективности деятельности, обеспечения эффективного использования и сохранности имущества, соблюдения правовых актов.
Приказ об утверждении Положения о порядке организации и проведения контрольно-аналитических мероприятий:
Положение о порядке организации и проведения контрольно-аналитических мероприятий:
Звучит вполне адекватно. А как на самом деле обстоят дела, мы как раз и увидим.
Сначала по документам. Положение о контрольно-ревизионной службе Управления Белорусской железной дороги также утверждается приказом начальника БЖД (приказ от 02 апреля 2018 г. № 114Н) и первым пунктом функций и задач службы определяет организацию и проведение контрольно-аналитических мероприятий (см. приказ №259Н), а также контроль и анализ состояния работы в организациях Белорусской железной дороги по вопросам, относящимся к компетенции службы (НКР).
«Положение о контрольно-ревизионной службе Управления Белорусской железной дороги» (приказ от 02 апреля 2018 г. № 114Н):
В структуре НКР три подразделения: отдел контроля финансово-хозяйственной деятельности; отдел контроля доходов от грузовых и пассажирских перевозок; отдел контроля пассажирских поездов. Из чего, в общем, становиться понятным, что это за вопросы, относящиеся к компетенции службы*. Таким образом, НКР, не обладая компетентностью в специальной деятельности каждой из служб (кроме непосредственно финансов и доходов) для проверок организаций вынуждена привлекать специалистов других служб.
Для этого в приказе №259Н содержатся необходимые положения о привлечении к контрольно-аналитическим мероприятиям специалистов структурных подразделений управления БЖД (службы и самостоятельные отделы, далее — службы). Кроме того, в положениях о службах также содержатся пункты об участии в установленном порядке в проведении контрольно-аналитических мероприятий. Круг замкнулся.
Только беда в том, что в функции и задачи специалистов служб, перечни их должностных обязанностей, норм времени на выполнение, включая установленные на законодательном уровне, не входят контрольно-ревизионные вопросы. Соответственно, оплата труда и квалификация специалистов не соответствует задачам, возлагаемым приказом №259Н. Это компетентность и компетенции ревизоров.
В результате, и это известно не только в управлении БЖД, но и в организациях, специалисты служб не имеют ни возможности, ни навыков, ни желания качественно осуществлять проверку. К тому же от основных обязанностей этих специалистов никто не освобождает. Таким образом, проверка и ее результаты носят исключительно формальный характер. А сотрудники и руководители НКР не способны оценить объективность работы специалистов служб.
В организованных на БЖД условиях работы это всех устраивает. Одни делают вид, что проверяют, вторые — что стремятся исполнять, не нарушать, исправлять ошибки. Даже сознательные и ответственные работники со временем теряют мотивацию качественно и честно трудиться, так как наказывают не справедливо, ради «галочки», а награждают не за объективные производственные достижения, а за качество выслуживания и лизоблюдства.
Все это очень похоже на еще одну показушную деятельность БЖД — противодействие коррупции, о которой мы уже писали. Кстати, контрольно-аналитические мероприятия являются частью борьбы с коррупцией.
БЖД содержит огромное количество различных ревизоров, растрачивая зарабатываемые остальным коллективом средства. А эффект минимальный. Ведь почти все выявляемые в ходе проверок и ревизий недостатки из года в год повторяются. И так «грозно» рассматриваемые на итоговых совещаниях меры, включая и дисциплинарные наказания и освобождения от должностей, не приносят нужного результата. Впрочем, эти меры в основном не «лечат болезнь», а «устраняют симптомы».
Множество протоколов, мероприятий и отчетов, бумажной работы исполнителей и минимум эффекта. Явно начальника БЖД и его заместителей все это устраивает. В конце концов, они «самоотверженно» ежегодно полтора месяца ездят с осмотром всего хозяйства БЖД, где их «холят и лелеют», перед ними выслуживаются, а в чванстве им не занимать. А состояние БЖД, условия работы коллективов, увы, деградируют.
* Мы не перегружаем читателя анализом положений отделов НКР и должностных инструкций сотрудников — в названиях отделов и содержаться основные компетенции НКР
Ого про что написали! На кого посмели замахнуться! Это никому ещё даром не проходило! Сейчас все ревизоры как бросят пить каждую среду! Как возьмутся за работу (на самом деле нет конечно)! Бесполезная свора псов бродячих… Ни один ревизор БЧ ещё ничего не сделал полезного для БЧ — вообще ничего. Как будто по объявлению с улиц понабирали.
Там всегда тупари были. Как на подбор. Один краше другого. И каждый последующий, который сменяет предыдущего, ещё более тупой. Короче тупой — ещё тупее!
Последний, это который Тихонович, так вообще — зачем тебе голова? — а я туда ем…
Редкостный дебилоид — но это и понятно, учитывая место его происхождения. Они из того региона как на подбор — все альтернативно одарённые. Но Тихонович же когда раздавали мозги — стоял в очереди за сантиметрами к росту похоже. Или может из-за роста ему недостаточно кислорода в мозг из крови поступает…?
В любом случае — ему нужно пройти IQ-тест, там по-любому балов 7 будет, не больше… Не удивлюсь, если он периодически штаны забывает снять, прежде чем на унитаз сесть.
Ну и, соответственно, он вокруг себя себе подстать и собрал, разогнав всех более-менее адекватных, которые до всей этой своры шакалов раньше были. Его так учили — вокруг должны быть дебилы, на которых тебя самого не возможно было бы в здравом уме заменить.
Отсюда полная деградация этого аппарата на лицо!