Администрацией Первомайского района г. Минска на своем официальном сайте размещено уведомление граждан и юридических лиц о проведении до 15 декабря 2022 г. общественных обсуждений отчета об оценке воздействия на окружающую среду по объекту «Организация скоростного пассажирского железнодорожного сообщения Минск – Городище – Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – Национальный аэропорт Минск». Заказчиком планируемой хозяйственной деятельности выступает государственное объединение «Белорусская железная дорога».
Сама идея иметь скоростное соединение столицы с аэропортом весьма позитивна. Напомним, что данный проект не менее 10 лет рассматривался и обсуждался мэрией, Белорусской железной дорогой, Минтрансом и другими министерствами, Советом Министров и Лукашенко.
Примечательно, что еще на должности начальника Белорусской железной дороги Сивак А.А. (ныне Заместитель Премьер-министра), категорически отвергал целесообразность реализации проекта для Белорусской железной дороги. И готов был согласиться лишь при полном финансировании, как реализации, так и последующей эксплуатации исключительно за счет минского бюджета.
И не безосновательно. С экономической точки зрения проект являлся не окупаемым, соответственно инвестиции невозвратными, и абсолютно убыточным в последующей эксплуатации. Это немалые вложения в прокладку новой трассы через город, массовые застройки и дачные поселки, требующие компенсаций за снос жилья и домов, непосредственно строительство всех железнодорожных коммуникаций и пути.
Отметим, что речь шла о строительстве исключительно пассажирской линии, подобной знакомому многим аэроэкспрессу в Москве. При этом даже в годы максимального роста авиаперевозок, пассажиропоток в/из аэропорт, включая жителей города и окрестностей по маршруту движения, не выдерживал никакой критики – экономический эффект от инвестиций был отрицательный. Специалисты сходились во мнении, что если и строить пассажирскую связь с аэропортом, то гораздо эффективнее во всех отношениях городской скоростной трамвай или его аналоги по отдельной трассе, обслуживающей попутные районы города и «Великий камень».
Однако в этом случае уже Белорусская железная дорога не может выступать реализатором и эксплуатантом, что прямо указывает на финансирование и ответственность мэрии. В условиях существующей системы госуправления, где сложные задачи каждый чиновник стремиться любой ценой переложить на другого, невзирая на издержки, логику и целесообразность, никакие доводы даже про то, что железнодорожная инфраструктура и организация движения поездов намного сложнее, более громоздкая и затратная в сравнении с аналогами, не становятся аргументами в пользу здравого смысла.
И теперь, похоже, властями принято решение о строительстве.
На обсуждение общественности представлен отчет о строительстве нового железнодорожного пути вдоль существующих двух главных путей – от станции Степянка до пассажирского терминала Национального аэропорта Минск (ответвление на аэропорт от остановочного пункта Слобода).
Проектирование объекта – в составе двух очередей строительства. Сроки реализации будут определены согласно утвержденной проектной документации объекта.
Однако теперь проект отличается от былых вариантов. Ныне на новой линии до аэропорта будут организовывать смешанное грузовое и пассажирское движение. Грузы – в Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», пассажиры – в аэропорт. Для этого потребуется целый комплекс дополнительных инвестиций на обеспечение достаточной пропускной способности, включая модернизацию устройств СЦБ и связи, контактной сети, развитие Минского железнодорожного узла, строительство путепроводной железнодорожной развязки на станцию Колодищи.
Примечательно и то, что в качестве обеспечения грузопотоков в отчете основными потребителями товаров рассматриваются Россия, Украина, страны Балтии, Германия, Великобритания и Нидерланды. И, безусловно, геополитические преимущества от расположения Минска на пересечении транспортных коридоров, связывающих Россию с Польшей, Украину со странами Балтии.
Интересно как власти собираются торговать с Украиной, являясь соагрессором в войне? Впрочем, и с остальными странами, кроме России?
Вероятно есть надежды на бурное развитие «Великого камня», однако с 2012 года его основания до настоящего времени «прорыва» не наблюдалось, а теперь явно и не предвидится.
Отчет сложно описать – набор перепечаток положений нормативных документов с картинками о природе, а из технических описаний и схем – трасса. Причем в месте ее прокладки по дачным участкам только общая. Конечно, отчет об оценке воздействия на окружающую среду на стадии обоснования инвестиций проекта не может содержать утвержденных детальных планов, однако по остальным участкам трассы более подробные схемы приложены.
Кроме того, все оценки, в том числе по численности населения, выполнены по данным до 2020 года без малейшего намека на прогноз. Особо «впечатляет» и то, что важный раздел «Прогноз и оценка возможных проектных и запроектных аварийных ситуаций» является цитатником из инструкции по противопожарной безопасности. Даже не специалисту по охране окружающей среды понятно, что этот документ и отдаленно не может служить предметом обсуждений.
В итоге проект явно неэффективен, так как помимо того, что грузовая база для перевозок в большей части надуманная, так и перевозка пассажиров в смешанном с грузами режиме никак не может стать аналогом аэроэкспресса. Вывод – в очередной раз, под видом заботы о населении, обществу навязываются весьма затратные решения властей, выполненные на компромиссах чиновничьих противоборств и «причесанные» под эффективные и «прорывные».
А бремя реализации проекта в первую очередь ложиться на коллектив железнодорожников, в условиях перманентного недостатка не то что инвестиций, но и оборотных средств, привлечения организациями Белорусской железной дороги кредитных ресурсов для выплат зарплат.
И, в завершение, цитата из отчета, расставляющая все на свои места: «В целом данный проект носит характер имиджевого для Республики Беларусь и позволит расширить услуги железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок путем взаимодействия с другими видами транспорта». Весьма интересно в какую же цену обойдутся такие «расширения» Белорусской железной дороге, а по сути – стране?
В ходе общественных обсуждений в сети появилась информация, что у экологов возникли вопросы к проекту из-за отсутствия расчета шумового воздействия от проектируемого объекта на окружающую среду, а также отсутствия данных по исследованию обитающих видов животных в районе проектирования.