Что из себя представляет такое понятие, как охрана труда? Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь, охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Железная дорога – эта та отрасль, в которой риски, связанные с производственным травматизмом, крайне велики. Логично предположить, что и уровень охраны труда здесь, как нигде, высок.
Тем не менее, рассматривая ситуацию с охраной труда на БЖД не только по многочисленным отчетам (например, здесь), но и зная обстоятельства «изнутри» становиться понятно, что в этой сфере, как и в безопасности движения, формализм поглощает все.
Для примера посмотрим на разосланное в июле 2023 года во все организации и структуры БЖД письмо с Анализом состояния условий и охраны труда, промышленной и электробезопасности, охране здоровья работников на Белорусской железной дороге в первом полугодии 2023 года. Само письмо заслуживает отдельного внимания, которого оно за свою смысловую нагрузку на самом деле недостойно.
Письмо БЖД от 25.07.2023 №41-01-06/22181 о состоянии условий охраны труда на БЖД в первом полугодии 2023 года:
Там имеются и «пункты ради пунктов», дублирующих ранее данные поручения, очередные анализы, проверки и инструктажи и всё остальное в подобном роде. Своего рода «классика» железнодорожного формализма. Ведь, заметьте, изложены исключительно действия «для галочки» и ревизорского аппарата, но ни одного конкретного или ощутимого решения.
Хотя одно можно выделить. Нет, не решение, а очередную отсылку к выполнению целевых показателей задачи №4 «Улучшение условий и охраны труда» государственной программы «Рынок труда и содействие занятости на 2021-2025 годы».
Такой отсылкой создается видимость каких-то решений в будущем при реализации упомянутой госпрограммы. Бюрократические хитрости, по сути ничего не меняющие. Словоблудие и только.
Сам анализ (приложение к письму), немного более занимательное чтиво.
Анализ состояния условий и охраны труда, промышленной и электробезопасности, охране здоровья работников на БЖД в первом полугодии 2023 года, приложение к письму БЖД от 25.07.2023 №41-01-06/22181:
В нем указано, что в первом полугодии 2023 года на БЖД произошло 6 несчастных случаев, из которых 3 – с тяжелым исходом. Отмечено снижение количества случаев и числа пострадавших в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. А те случаи, что произошли, по старой доброй «чинушничей» традиции списаны на самих пострадавших по причине нарушения ими актов законодательства об охране труда и технологии производства работ, а так же из-за личной неосторожности. В общем, сами работники виноваты…
Перечитывая эти формулировки, создаётся навязчивое ощущение того, что система охраны труда на БЖД не призвана создавать безопасные и безвредные условия труда, исключая саму вероятность возникновения угрозы жизни и здоровью работников. Скажем честно, действительным предназначением этой системы является защита интересов нанимателя и выгораживание его бездействия в этом вопросе перед соответствующей инспекцией и потенциальными обвинителями в случае, когда дело доходит до суда.
И железнодорожники хорошо знают, что при расследовании травм и несчастных случаев на производстве железнодорожные «следователи» прилагают максимум усилий к тому, чтобы «спихнуть» вину за имевший место инцидент на самого пострадавшего, обвиняя его в несоблюдении многочисленных и временами противоречащих друг другу всевозможных инструкций и правил, а также в личной неосторожности.
В своём стремлении избежать проверок свыше, руководство БЖД не гнушается применением всевозможных методов устрашения к пострадавшему и очевидцам, что бы скрыть сам факт или тяжесть происшествия. Про подобное слышал и знает каждый железнодорожник, независимо от места его работы: от управления БЖД до самого небольшого околотка.
Далее по тексту анализа указывается стандартный набор типовых нарушений, которые выявлены на предприятиях и в организациях БЖД. Этот набор замечаний с учётом направленности деятельности является почти идентичным тому перечню выявляемых недостатков, которые «вскрываются» в ходе проведения так называемых дней безопасности движения поездов на БЖД. Но что еще важно и грустно – эти перечни недостатков идентичны и в своем постоянном повторении. Одно и тоже из раза в раз, из года в год: а «воз и ныне там».
Отдельным предметом гордости «охранников труда» является установление (усиление) контроля за действиями работников. Вместо мер по созданию безопасных условий труда, применения технических и технологических решений, исключающих возникновение угроз жизни и здоровью, почти всегда одно решение – наложение дисциплинарных взысканий, лишение премиальных выплат, изъятие талонов – предупреждений по охране труда, предписания. Все это только подтверждает исключительно карательную направленность таких структурных подразделений, как служба и отделы охраны труда.
Зато, так сказать, осветить тему в нужном руководителям «ключе» и рассказать о непреклонной и неустанной их «борьбе за порядок», это первым делом. И не без «прогиба» перед так называемым президентом про соблюдение известной Директивы №1… Рупор пропаганды БЖД газета «Железнодорожник Белоруссии»* уже отметился соответствующей публикацией.
А в целом мы наблюдаем исключительно множащуюся переписку, влекущую за собой новые контрольные поручения, отчеты и заседания для оценки качества написанных бумаг. С «жэстачайшым» контролем за расставленные «запятые и галочки» в графе «выполнено».
Виноватыми же в трагедиях на производстве система БЖД оставляет, безусловно, самих пострадавших и рядовых исполнителей.
* Мы вынуждены писать названия достоверно, хоть это и не соответствует реальности и национальной идентичности. Нет такой ни страны, ни чего иного – белоруссия. Это нарратив российской пропаганды. Есть только Беларусь и беларусы