Немного ранее (здесь и здесь) мы раскрыли, как устроена и работает бюрократическая система «покрывательства» коррупции и правонарушений на БЖД. Так же как и показывали насколько «показушная» и почти исключительно «на бумаге» деятельность по искоренению хищений.
На наш взгляд, остались некоторые «пробелы» которые мы хотим заполнить. Но если спросить себя: «почему все безнаказанно долгие годы?», то ответ очевиден: «верховной лукашенковской» власти так крайне выгодно. Она и «держится» на коррупции и коррупционерах. Как на безусловно лояльных и управляемых руководителях при наличии компрометирующего материала на каждого из них. Ведь как бы не ухищрялись и не «обставляли» свою преступную деятельность «высокие» начальники, гарантии, что принципиальный следователь не докопается до истины, нет. А зная, что «в стране иногда не до законов»* — тем более.
Кстати, напомним, на БЖД имеются громкие примеры уголовных дел, хоть это, скорее исключения из правила — высшие начальники неприкосновенны.
В 2016 году бывший директор проектно-изыскательского республиканского унитарного предприятия «Институт «Белжелдорпроект» Н.Никитюк приговорен к 11 годам колонии усиленного режима за злоупотребление служебными полномочиями, повлекшими тяжкие последствия в виде причинения ущерба в особо крупном размере, а также за получение взятки и получение взятки повторно в особо крупном размере (инкриминировалось 160 тыс. долларов США).
В 2017 году бывший первый заместитель начальника БЖД В.Михайлюк вместе с бывшим первым заместителем министра транспорта Е.Рогачевым (ранее — генеральным директором БТЛЦ) и заместителем генерального директора БТЛЦ В.Лембиевским (дело связанное с компанией «Сифуд-сервис») приговорены к 3 — 5 годам лишения свободы (злоупотребление властью или служебными полномочиями) с отсрочкой наказания на три года.
В 2020 году шесть должностных лиц РУП «Белжелдорснаб» (НХ) привлечены к уголовной ответственности за получение взяток и незаконных вознаграждений на сумму более 800 тыс. долларов США от представителей коммерческих структур за обеспечение их победы в процедурах закупок и выбор в качестве поставщиков товаров. В числе обвиняемых проходил и бывший заместитель начальника НХ Г.Шубадеров (родной брат на тот момент заместителя начальника БЖД — главного инженера (НГ) В.Шубадерова). Примечательно, что ход и итоги этого уголовного дела в провластных СМИ освещались весьма скупо и обобщенно.
В то же время из трех судебных разбирательств с «большими начальниками», только первое в этом списке — с реальным сроком наказания. Остальные (самые «высокие»), судя по всему, подходят под определение — «откупились».
Поскольку одним из лучших индикаторов состояния с соблюдением законности на БЖД можно назвать деятельность собственного (внутреннего) аудита, возвращаемся непосредственно к Службе внутреннего аудита и экономической безопасности (НБЭ) и посмотрим, что нового и каковы отличия от бывшей Контрольно-ревизионной службы (НКР).
Положение о Службе внутреннего аудита и экономической безопасности (НБЭ):
Положение о Контрольно-ревизионной службе (НКР):
А также к вопросам, озвученным одним из бывших работников на тот момент НКР и отраженным в ранее опубликованном нами документе (прикладываем повторно для удобства и наглядности).
Напомним также, что внутренние разбирательства по этому документу закончились одинаковыми заключениями юридической службы БЖД по всем вопросам: «информация по данному вопросу не соответствует действительности».
В прошлый раз мы осветили бюрократическую систему БЖД и раскрыли схему «как она работает» для сокрытия и ухода начальников от ответственности.
Теперь немного углубимся и разберемся с «инновациями» в этой деятельности. Ныне в НБЭ функции бывших трех отделов НКР перераспределили на два отдела с добавлением в названиях слова «оценка» и появился один новый отдел непосредственно экономической безопасности. Положение о НБЭ в части этого отдела весьма туманно и не раскрывает его функций. Можем лишь предположить, что какой-то «тайный смысл» скрывается за формулировкой «Осуществление обработки персональных данных, необходимых для выполнения задач и функций, возложенных на Службу…» (это мы так шутим).
Справедливости ради отметим, что в целом Положение о НБЭ немного лучше конкретизировано, чем было для НКР, и несет ряд более конкретных функций и задач: «Обеспечение надлежащего уровня надежности системы внутреннего контроля в организациях и обособленных структурных подразделениях (филиалах) Белорусской железной дороги (далее — организации), выработка корректирующих мер, направленных на упорядоченную, экономичную и эффективную работу организаций, предупреждение, выявление и пресечение негативных тенденций, нарушений и недостатков в их финансово-хозяйственной деятельности»; «Представление организациям рекомендаций и консультаций по устранению выявленных недостатков в системе внутреннего контроля…»; «Выработка предложений по принятию корректирующих управленческих решений, направленных на повышение уровня экономической безопасности организаций…».
Но это все, что можно записать в «плюс». Во всем остальном — размытость и даже нелепости. Немножко посмеемся и с убогой образованности авторов нового положения: не нашлись как русским языком изложить понятие «накопление» информации и применили «аккумулирование» — дурной вкус. Увы, от грамотных специалистов БЖД уже почти избавилась.
Вот и судите сами: способна ли НБЭ изменить ситуацию на БЖД в целом, если Положение об этой службе «оставляет желать лучшего», а специалисты и начальники почти не поменялись?
И следует учитывать не столько то, что есть претензии к изложению задач и функций НБЭ. А скорее то, изменилась ли внутри корпоративная политика, если разбирательство по вполне конкретным вопросам, связанным с:
- эффективностью бухгалтерского учета («бухгалтерские вопросы, которые влияют на затраты, себестоимость, налогообложение никому не нужны, сумма будет колоссальная..»);
- всевозможными махинациями и служебными подлогами в вопросах учета имущества («Ввод в эксплуатацию дороги, под которой нет земли…») и затрат на выполненные работы («…мы условно отработали 100 машино/часов, нам заказчик Гомельского отделения выставил 200 машино/часов…»);
- хищениями топлива («10-15 тонн топлива ушло на самосвал, (Автобаза Барановичи) хватило справки начальника службы Т, чтоб вопрос замять»), о чем мы еще отдельно писали;
- бесхозяйственностью и даже вредительством в вопросах использования и списания имущества («2 здания, которые находятся на междупутье, попадают в график вовлечения в оборот неэффективно используемого, которые не имеют остаточной стоимости, т.е. амортизация 100%. Вместо того, чтобы их вовлекать, самое простое их снести. Их сносят…»);
в конечном итоге первым лицом на БЖД осознанно игнорируются…
А еще напомним, что это же самое лицо продолжает оставаться председателем комиссии по противодействию коррупции в государственном объединении «Белорусская железная дорога»…
Потому, суммируя изложенное, наш ответ на вопрос выше о формально новой службе НБЭ «что изменится?» однозначен: в лучшую сторону точно ничего!
* По тексту статьи курсивом выделены цитаты
Пока они в этой системе и эта система в Беларуси — конечно они чувствуют себя хозяевами жизни. Но рано или поздно это поменяется. Поменяются и они — эти хозяева жизни.
В Беларуси еще не всех жуликов с БЖД пересажали поэтому ждем очередную серию этого интересного сериала но уже в 2024 году.